Экологическое право формы взаимодействия общества и природы

Природная среда (природа) как объект использования и охраны. Формы взаимодействия общества и природы и их развитие на современном этапе

Экологическое право формы взаимодействия общества и природы

В науке предмет экологического права определяется различным образом: как отношения в сфере взаимодействия общества и природы (В. В. Петров) и как общественные отношения в сфере взаимодействия общества, людей и природы (С. А. Боголюбов).

Если обратиться к теории права, предметом правового регулирования являются общественные отношения. Общественные отношения возникают между их субъектами — физическими, юридическими лицами и государством.

Природа не может являться стороной правоотношения. Материальные же и нематериальные блага, по поводу которых возникают правоотношения, являются их объектом.

Общественными отношениями являются отношения между людьми по поводу предметов материального мира, а не отношения человека к вещи, объектам природы и иным предметам материального мира.

Указанной позиции придерживается и действующее Законодательство.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Так, в ст.

4 Закона об охране окружающей среды компоненты природной среды (земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство) определяются как объекты охраны окружающей среды. Окружающая среда, компоненты окружающей среды являются объектами правоотношений в сфере ее охраны.

Предмет экологического права определяется как экологически значимое поведение людей, как общественные отношения, возникающие по поводу охраны окружающей природной среды от вредных химических, физических и биологических воздействий, обеспечения режима особо охраняемых природных территорий, а также охраны и использования животного мира.

Таким образом, предмет современного экологического права образуют общественные отношения:

    1. собственности на природные объекты и ресурсы;
    2. по природопользованию;
    3. по охране окружающей среды от деградации;
    4. по защите экологических нрав и законных интересов физических и юридических лиц.

Форма взаимодействия общества и природы

Жизнь в согласии с природой — один из главных принципов жизни на Земле. На современном этапе тенденции этого взаимодействия можно охарактеризовать как антропогенный экоцид — разрушение людьми экологической жизни на Земле, в том числе и условий собственного существования.

До середины XX в. природа воспринималась как неисчерпаемый ресурс, а экологическая опасность считалась необоснованной.

Термин «экология» (от греческого oikos — дом, жилище, место пребывания и logos — наука) был введен в научный оборот немецким ученым-биологом Эрнстом Геккелем в 1869 г.

Экологией называлась наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и окружающей их среде.

В настоящее время под экологией понимается система научных знаний о взаимоотношениях общества и природы, живых организмов и среды их обитания, об охране окружающей природной среды.

Обобщая огромный опыт человечества во взаимоотношениях с природой, можно утверждать, что на первых порах оно было взаимодополняющим, а впоследствии стало разрушающим.

Окружающая природная среда служит условием и средством жизни человека, территории, на которой он проживает, пространственным пределом осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства и других объектов культурно-бытового назначения.

Таким образом, окружающая природная среда образует сложное понятие, в рамках которого исторически получили развитие две формы взаимодействия общества и природы:

    • потребление природы человеком, использование природы для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей –  экономическая форма взаимодействия;
    • охрана окружающей природной среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания – экологическая форма.

Существует несколько основных концепций взаимодействия общества и природы:

    1. Натуралистическая концепция, когда природа рассматривается в качестве божества, некоего идеала, возвышающегося над обществом.

      Эта концепция проявляется в принципе невмешательства в природу, под девизом «Назад к природе!».

    2. Потребительская концепция, главной идеей которой является приоритет, превосходство человека и общества над природой под девизом «На наш век хватит!».

    3. Концепция устойчивого развития – самая современная концепция охраны и развития.

Крайние проявления первых двух названных концепций иногда называют концепцией алармизма (alarm — тревога), когда все рассматривается или в черных тонах, или в розовых.

Современные концепции в экологии характеризуются концепцией ограничения или пределов роста развития экономики, населения, научно-технического прогресса, концепцией экологических революций (от потребительского подхода к осознанному рациональному природопользованию).

Основные принципы концепции устойчивого развития:

    • человек (люди) как центр внимания, основа всех прилагаемых усилий, сохранение окружающей среды именно для человека;
    • необходимость учета интересов не только нынешнего поколения людей, но и будущих поколений, сознание ответственности нынешнего поколения перед будущими;
    • охрана окружающей среды является частью прогресса (развития) человечества.

Факторы концепции устойчивого развития

При реализации данных принципов, анализируя концепцию устойчивого развития, можно выделить три фактора, которые необходимо учитывать для достижения основных целей, поставленных в рамках «устойчивого развития»:

  1. экологический фактор (состояние окружающей среды, в которой живет человек);
  2. экономический фактор (преобразование рыночной системы);
  3. социальный фактор (сельскохозяйственное производство, права человека, демография).

В совокупности данные факторы соответствуют идее комплексности, поскольку для достижения экологического благополучия необходимо взаимодействие указанных трех факторов, упущение хотя бы одного проведет к возникновению другой проблемы взамен старой.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/prirodnaya-sreda-priroda-kak-obekt-ispolzovaniya-i-ochrani-formi-vzaimodeystviya-obschestva-i-prirodi-i-ich-razvitie-na-sovremennom-etape

Экологическое право

Экологическое право формы взаимодействия общества и природы

1-ой формойвзаимодействия исторически являетсябиологическая форма – она заключаетсяв том, что человек существует в природе,а природа со своей стороны обеспечиваетусловия этого существования.

2-ая формавзаимодействия – социальная, образованазначительно позже, свойственна толькочеловеку, заключается в том, что человекиспользует природу для удовлетворениясвоих потребностей.

Составляющие:изъятие из природы необходимого веществаи энергии, удаление отходов антропогенногохарактера в природу, иное взаимодействие.

Данная формасоздает конфликт, т.к. человекпротивопоставляет себя природе.

3-я форма взаимодействия- экологическая, охрана природы:

– консервативнаяохрана редких и достопримечательныхобъектов;

– рациональноеиспользование природных ресурсов;

– объект охраны -вся природа.

https://www.youtube.com/watch?v=ByaXnWYHeX0

Экологическийкризис – это такой уровень взаимодействияобщества и природы, при котором разрушениеприроды влечет за собой разрушениеобщества и наоборот.

2. Экологическая функция государства и права

Функциидемократического гос-ва представляютсобой основные или главные направленияего деятельности, определяемыепотребностями решения некоторых общихдля общества задач. Функции выражаютсущность и назначение гос-ва в обществе.

Экологическая функция гос-ва признанатеоретиками гос-ва и права как одна изосновных и самостоятельных функцийсовременного российского гос-ва.

Экологическая функция гос-ва включаетв своё содержание деятельность пораспоряжению в интересах обществаприродными ресурсами, находящимися всобственности гос-ва, а также деятельность,направленную на обеспечение рациональногоиспользования природных ресурсов сцелью предупреждения их истощения, наохрану окружающей среды от деградацииеё качества, охрану экологических прави законных интересов физ. и юрид. лиц.Функция гос-ва – категория объективнаякак по содержанию, так и по методамосуществления. Осуществление функции– деятельность по решению определённыхобщих задач, стоящих перед обществом игос-ом. Под формами понимаются методыили способы её осуществления. Выполняяэкологическую функцию, гос-во используетправовые и организационные методы. Кправовым методам относится понятиезаконов и иных НПА по природопользованиюи охране окружающей среды, правоприменительнаяи правоохранительная деятельность.Названные правовые формы осуществленияэкологической функции российскогогос-ва реализуется в рамках специализированныхветвей власти – законодательной,исполнительной и судебной. К организационнымметодам осуществления экологическойфункции гос-ва относится принятиеэкономических мер (бюджетное финансирование,выделение кредитов и др.), нормированиепредельно допустимого загрязненияокружающей среды, проведение экологическойэкспертизы.

3. Становление и развитие экологического права

Б.В.

Ерофеевутверждает, что формирование экологическогоправа прошло три основных этапа:возникновение, становление и развитиеэкологического права в рамках “земельногоправа в широком смысле”; развитиеэкологического права в рамкахприродоресурсовых отраслей; современныйпериод развития экологического права,его выход за рамки природоресурсовыхотраслей. “Первый этап охватывал 1917- 1968 гг., до принятия Основ земельногозаконодательства, статьей второй которыхбыли отпочкованы иные природоресурсовыеотрасли (горные, лесные, водные); второй- с 1968 по 1987 г., когда создаются многочисленныезаконодательные акты, вовлекающие всферу регулирования и экологическиесвязи природных объектов (Закон обохране атмосферного воздуха, Закон обиспользовании и охране животного мираи др.), и наконец, коллективно признаноналичие экологического права какправовой общности; третий период – с1988 г., когда было издано первое пособиепо советскому экологическому праву”(Ерофеев Б.В. Экологическое право: Другиеавторы выделяют шесть периодовэкологического законодательства: 1917 -1922 гг. – возникновение и становлениезаконодательных актов об охране ииспользовании природных ресурсов; 1922- 1957 гг. – активное развитие союзногозаконодательства природно-ресурсовогонаправления; 1957 – 1963 гг. – принятие вовсех республиках СССР законов об охранеприроды – новой формы природоохранительногозаконодательства, принятие Закона РСФСРоб охране природы в РСФСР от 26 октября1960 г.; 1968 – 1980 гг. – проведение кодификациисоюзного и республиканского законодательствао земле, недрах, водах, лесах, животноммире, атмосферном воздухе; 1985 – 1990 гг. -попытка перестроить общественныеотношения в охране природы и рациональномиспользовании природных ресурсов,разработать закон об охране природы вСССР и создать специальные органыуправления в СССР и республиках; 1990 г.- до настоящего времени. Новым этапомявляется также время принятия ЗаконаРСФСР 1991 г. “Об охране окружающейприродной среды” и Федеральногозакона “Об охране окружающей среды”2002 г.

Источник: https://StudFiles.net/preview/4282837/

Podyacheva-notar
Добавить комментарий